Ами́нь (др.-греч. ἀμήν, от ивр.אמן‏‎‎‎, Аме́н — «верно», «да будет так»; в западноевропейской традиции лат. amen, А́мен) — обычно завершающая формула в молитвах ипсалмах в иудаизме, исламе и христианстве, призванная подтверждать истинность произнесённых слов (на арамейском значит «правда»). Одна из самых распространённых (особенно в богослужении западно-христианских конфессий) аккламаций.

Хедырлез (вар. Хыдырлез; гаг. Hederlez, ay Yorgi, ay Yorgi; тур. Hıdrellez, Hıdırellez; азерб. Xıdır İlyas, Xıdır Nəbi; крымско-тат. Hıdırlez) — отмечается 23 апреля (6 мая) как день, в который пророки Хидр (аль-Хидр) и Ильяс (Илья) встретились на земле. В обрядах прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. У тюркских народов этот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня.

03.05.2016 те, кто хотел, получили бесплатную возможность попасть на праздник крымскотатарского народа хыдырлез, который в нашем понимании представляет собой обычную ярмарку. Всего полтора часа и мы были на месте. Не доезжая 25 километра от Бахчисарая раскинулась, рядом с дорогой, обширная поляна на которой, по принципу выставки достижений народного хозяйства разместились павильоны, аттракционы, прилавки, столики, мангалы, где шла бойкая торговля сувенирами, сладостями, чебуреками, самсой и прочими вкусностями, которыми так славна крымскотатарская кухня. Тут же происходили танцы и песни.

Короче, зайдите на нашу центральную набережную в разгар курортного сезона и будет вам полный хыдырлез Единственно, что их отличает, так это отсутствие алкоголя и сигарет. Парнишка на входе, а вход был оборудован "рамками", пристально глядя мне в глаза спросил: - Алкоголь есть?, а я, как коммунист на допросе твердо ответил, что нет. И это было правдой, так как считать алкоголем бутылку водки, которая притаилась между зеленью, крашеными яйцами, хлебом и водой, просто язык не поворачивался. Так- энергетический напиток, не более. Ответ мой оказался убедительным и парнишка не стал рыскать в глубинах моего рюкзака.

Надо сказать, что охрана была не хуже, чем на Красной площади в период массовых мероприятий. По периметру поляны, через каждые двадцать метров были выставлены ребята в форме, которые внимательно следили за тем, чтобы никто не пересек воображаемую черту. Впрочем, желающих сделать это не наблюдалось. Все понимали серьезность момента и никто не пытался провоцировать охрану.

Наш павильон находился прямо рядом со входом. Он был один из самых больших и, не побоюсь сказать, один из самых достойных. На фасаде были размещены герб города, Крыма и обычная, без всяких заигрываний с арабской вязью, которой грешили другие павильоны, название нашего города. Он просто таки выделялся на фоне других павильонов. Во-первых он был один из самых больших, во вторых, по своему нехитрому наполнению, он оказался одним из самых оригинальных. Оригинальность заключалась в том, что там были размещены стенды с фотографиями героев и великих личностей крымскотатарского народа и истории города. Такая, казалось бы мелочь, но ведь нигде в других павильонах мне не встретилось ничего похожего. Возникало стойкое ощущение того, что в культуре и жизни крымских татар были только пляски, барабаны, дудки, шашлык, плов, чебуреки, самса, надувные горки, батуты, верблюды и куры.

Тут мы утерли нос нашим соседям по хыдырлезу. К тому уже были и талантливые дети которые старательно играли на скрипках, были и поделки, и небольшая картинная галерея, а главное почти всем нашлось место за столиками, где можно был испробовать кулинарные изыски национальной кухни и даже плов и хворост раздавали, причем, бесплатно. Замечу, что в других павильонах членов делегаций просто таки выставили за пределы павильонов и те вынуждены были "накрывать поляну", под тентами, или просто на земле, под ногами праздношатающейся публики.

В павильоне Симферополя была выделена особая секция, вход и периметр которой охранялся не хуже военного объекта повышенной секретности. Даже фотографировать этот шатер не разрешали, причем Аксенова и Шеремета там не было. Остается только гадать, кто там трапезничал, укрывшись от взглядов участников ярмарки. Хочется спросить словами Президента- "Вы чего же творите" от себя добавлю- " с...и".

Что касается наших руководителей то они были с народом. Огнева и Сотов, как и члены делегации скромно сидели за столиками, или перемещались по павильону. Порой, их было по человечески жаль. Тяжело быть рядом с народом, который хватает за руки и постоянно что-то советует, требует объяснить, жалуется и просто ругается. Нет, я им бы не позавидовал и поэтому горд за то, что они не уединились, как некоторые, в отдельной палатке, а разделили хлеб, в прямом и переносном смысле, с приехавшими алуштинцами.

Поэтому вдвойне обидно, что Аксенов исключил Алушту из своего обхода. Был бы я политологом, наверняка объяснил бы этот факт дипломатической "черной меткой", которая, по версии известного произведения Стивенсона направлялась тому, кого"друзья- товарищи" собирались прикончить.

Вместо себя он послал Андрюшу Козенко, которого почему-то чаще называют Козленко, в чем я постоянно поправляю таких далеких он политики людей и говорю, что буква "л" много может значить и оскорбительна для такого великого жонглера словами, как наш безальтернативный выдвиженец ближайших предварительных выборов от партии "Единая Россия", которая подарила нам и так уже прекрасных депутатов и руководителей прежнего "регионального" пошива.

Андрюша, рассказ которого на ТВ программе Соловьева о том, как Порошенко, практически, целовал ему руки, чтобы его пустили в туалет, довел до колик от смеха тех, кто реально видел картину того, что происходило во время последнего визита Порошенко в Симферополь.

Его фирменная небритость, а ля победитель последнего конкурса Евровидения , и коричневый пиджак с синими брюками , были, конечно, слабым утешением для нашего руководства, но они сцепив зубы в дежурной улыбке провели знатного гостя, которому прочат место в Государственной Думе от республики Крым, по периметру павильона, угощая его вкусностями и творческими изысками наших земляков.

После того, как почетный гость удалился стали раздавать плов и хворост , а корреспонденты бросились к руководству города так, как будто соскучились после долгой разлуки.

Дудки умолкли, танцы прекратились и стало ясно, что нужно постепенно собираться, тем более, что начальники тоже дематериализовались, то есть растворились. Им это было сделать несложно. В кустах их поджидал личный транспорт.

Но праздник продолжался. Аксеновский обход вызывал невероятный ажиотаж. Толпа людей окружала своего любимца. Почти в лицо тыкали смартфонами, фотоаппаратами. Он стоически выдерживал этот напор и с его лица не сходила улыбка. Слава Богу обошлось без целования рук. Очень я не люблю эту процедуру, свидетелем которой был на первой после воссоединения партизанской маевке. Конечно и Аксенову она не по душе, но что поделаешь, если в припадке чувств, некоторые позволяли себе такие вольности.

Короче, руководители районов, представленных на хыдырлезе , просто из штанов выскакивали, чтобы понравится главе республики. Раздражала такая цыганская назойливость, но она была вполне объяснима. Всем хотелось, чтобы павильон произвел неизгладимое впечатление.

Народу было видимо не видимо. Лично мне запомнилась замечательная сцена оборудованная по последнему слову техники. Концертные номера шли в стиле нон-стоп. Многочисленные зрители были размещены под навесом и на открытом пространстве. Почти всем хватало места. Беспрерывно снимала камера, которая на большом кране постоянно крутилась опускаясь то вниз, то вверх, то в сторону в поисках интересного ракурса, были и стационарные камеры и над всем этим парил квардрокоптер. Я бы добавил еще большие экраны в другой стороне поляны, чтобы свидетелями выступлений были не только те, кто находился рядом со сценой, но и все посетители праздника, но ведь не все сразу.

Отдельно хочу отметить службу по сбору человеческих отходов. Пластиковых туалетов было достаточно, чтобы не было очередей. Я привыкший к тому, что на набережной в Алуште туалеты появляются только с началом лета и исчезают незадолго до листопада, был весьма впечатлен этим обстоятельством, но конечно, убирались эти кабинки плохо. Мне приходилось видеть в работе подобную службу во время пивных фестивалей в Финляндии и должен заметить, что нам нужно еще много сделать, чтобы сравниться с ней.

Организацию мероприятия можно было бы назвать идеальной, если бы не досадные мелочи, которые, тем не менее обращают на себя внимание. Как всегда - недостаточная информация посетителей. Казалось бы, что проще разместить карту, чтобы всем было ясно где что находится. Если она и была, то ее умело замаскировали. Программу праздника, расписание номеров и особенности каждого из павильонов. На самих павильонах не было информации, что там, кто там и на что следует обратить внимание. У курильщиков не было места. Увы, не все еще избавились от это вредной привычки, но это не повод загонять их к мусорным бакам. Очень плохо были аттрибутированы практически все экспонаты. Предполагалось, что эта ярмарка станет еще одним шагом к единению крымчан и поэтому обидно, что многие экспонаты, предметы одежды, товары не были подписаны. Никто не объяснял что за танцы танцуют и что за песни поют, что за украшения и зачем. С отъездом, вообще сплошные непонятки. Организатор поездки был только на этапе погрузки в автобусы, а потом, посчитав, что свою задачу выполнил, он испарился, подобно старику Хоттабычу.

В общем, пришлось понервничать. Вообще, схему по доставке людей нужно отработать значительно лучше.

Я не пожалел, что воспользовался возможностью съездить, но понял еще раз, что вижу нечто подобное практически каждый день на центральной набережной нашего города, причем с дополнительной возможностью гробить собственный организм пристрастием к вредным привычкам, а вот что касается жителей удаленных районов полуострова, то уверен, что праздник произвел на них незабываемое впечатление.