В начале октября небезызвестного депутата Алуштинского горсовета Павла СТЕПАНЧЕНКО и главреда издания «Твоя газета» Алексея НАЗИМОВА обвинили в коммерческом подкупе и отправили на два месяца в СИЗО. Их адвокаты обратились в Верховный суд Крыма с апелляционной жалобой на изменение меры. Однако суд счел доводы стороны защиты неубедительными и оставил обвиняемых под стражей.

Примечательно, что дело СТЕПАНЧЕНКО-НАЗИМОВА совершенно не заинтересовало прессу. Большинство СМИ ограничились публикацией официального сообщения Следственного комитета России по Крыму. И на судебном заседании по рассмотрению апелляций из семи слушателей только двое были представителями СМИ.

СТЕПАНЧЕНКО и болезнь матери

В начале 11-го в зал заседаний №1 ввели улыбчивого и спокойного СТЕПАНЧЕНКО. Депутата доставили под конвоем, завели в стеклянную камеру и сняли наручники. Он осмотрел ту зону, где положено находиться слушателям, поздоровался с присутствующими, обменялся парой фраз со своим адвокатом и сел в ожидании начала заседания.

Судья Анатолий ОСОЧЕНКО отклонил просьбу журналиста о проведении фотосъемки. В начале заседания судья одобрил ходатайство прокурора о приобщении к материалам дела свидетельства о рождении СТЕПАНЧЕНКО и справку об инвалидности его матери.

Интересы депутата представлял адвокат Андрей ЛОГИНОВ. Во время заседания он просил суд изменить меру пресечения на домашний арест в связи с тем, что постановление Алуштинского городского суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражей незаконно и необоснованно. Так, по его словам, следователь не представил доказательств, подтверждающих причастность подзащитного к совершению преступления. Адвокат заявил, что СТЕПАНЧЕНКО не является должностным лицом и не мог осуществить посредничество в коммерческом подкупе.

Также ЛОГИНОВ отметил, что мать обвиняемого перенесла инсульт головного мозга и является инвалидом II группы, поэтому ей необходима помощь и присутствие сына. Сам СТЕПАНЧЕНКО уточнил, что у его матери парализованы ноги.

«Она (мать, – ред.) перенесла два раза инсульт и инфаркт. И она сама не может ходить. Это не просто заболевание, у человека ноги парализованы. Я сейчас не знаю, как она может сама за собой следить», – сказал он.

Депутат также добавил, что считает себя невиновным в совершении инкриминируемого ему преступления. «Прошу так же, как и адвокат, (изменить меру пресечения) на домашний арест. Никуда я убегать не собираюсь, мне скрываться незачем, потому что я невиновен. Обязуюсь ходить на все следственные мероприятия», – сказал СТЕПАНЧЕНКО.

В камере на 14 мест, где содержится депутат, по его словам, находится сорок человек. При этом он – единственный некурящий из всех арестантов.

Судья уточнил, что в отношении депутата в прошлом году возбуждалось уголовное дело по статье «Побои» и избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде. Обвиняемый пояснил, что эта статья попадала под амнистию, однако СТЕПАНЧЕНКО от нее отказался, так как считает себя невиновным.

«И сейчас дело в суде, и судья не знает, что с этим делом делать, потому что там нет состава преступления», – добавил он.

Государственный обвинитель в свою очередь выступил против удовлетворения апелляционной жалобы, а также заявил, что следствие представило достаточно доказательств, подтверждающих причастность СТЕПАНЧЕНКО к совершению преступления, и суд обоснованно избрал для него эту меру пресечения.

НАЗИМОВ и политический заказ

Апелляцию защиты Алексея НАЗИМОВА рассматривали следом за СТЕПАНЧЕНКО. Его интересы представляли два адвоката – Александр ОСИПКО-ЕРМИШИН (по назначению) и Андрей САБИНИН (по соглашению сторон).

Сторона защиты просила изменить меру пресечения на домашний арест, так как суд не представил доказательств того, что НАЗИМОВ может скрыться от следствия, оказать давление на свидетелей. Также тяжесть преступления, в котором он обвиняется, не может быть достаточным основанием для содержания под стражей.

По словам ОСИПКО-ЕРМИШИНА, следствие не привело доказательство того, что НАЗИМОВ может повлиять на свидетелей. Сам он также усомнился в вероятности того, что свидетели по делу – депутат «Единой России» и «местный олигарх» – поддадутся воздействию со стороны подзащитного.

Адвокат САБИНИН выразил мнение, что домашний арест фактически отличается от заключения под стражу только тем, что эта мера пресечения «более уважительно относится к человеку».

«Примените самую жестокую форму домашнего ареста, запретите Интернет, телефон, выходить во двор, запретите все. Но пусть человек находится дома, в нормальных бытовых условиях, работает с документами, адвокатами и пытается доказывать свою невиновность, – сказал он. – Почему этой возможности суды не предоставляют? Вместо этого вы заставляете людей испытывать тяготы этапа, определяете его в СИЗО позапрошлого века».

Сам НАЗИМОВ заявил, что все обсуждения, которые происходили между ним и оппонентами, касались не печатного издания, а непосредственно сайта «Твоя газета», который, по его словам, не является средством массовой информации. Также он заявил, что не является ни должностным лицом, ни главным редактором сайта, ни владельцем доменного имени. «Считаю, что это дело политически заказано», – добавил он.

«Меня многие знают в Алуште. Я пишу статьи, занимаюсь общественной деятельностью. Эти статьи, хоть и являются критическими, все документально подтвержденные, основаны на обращениях людей, видеосюжетах, но очень неудобные местной власти», – подчеркнул он.

В завершение адвокат САБИНИН заявил, что суд не имеет права «обрекать человека на эту пытку» (имеется в виду содержание обвиняемого в СИЗО).

«Чем заслужил человек в 50 с лишним лет такого отношения государства к себе? При чем государства, которое по большому счету для него молодо. Он практически всю жизнь прожил в другом», – подытожил он.

В итоге доводы адвокатов оказались недостаточными, и судья принял решение оставить без удовлетворения обе апелляционные жалобы, а постановления Алуштинского горсуда – без изменения. СТЕПАНЧЕНКО и НАЗИМОВУ придется сидеть в СИЗО до 4 декабря.

СПРАВКА. Павел СТЕПАНЧЕНКО обвиняется в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации («Посредничество в коммерческом подкупе, совершенное группой лиц, по предварительному сговору»).

Алексей НАЗИМОВ обвиняется в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 7 статьи 204 («Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, денег за совершение бездействия в интересах дающего, если указанное бездействие входит в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям»).

Алина КАЛИНИЧЕНКО, «Аргументы недели – Крым»