ПОЧЕМУ РАЗРУШАЮТСЯ НОВЫЕ ДОРОГИ КРЫМА?

«На дорогах Крыма начал взрываться асфальт» - загадочное явление объяснил врио начальника Службы автомобильных дорог Республики Крым Игорь Кравченко:

news.allcrimea.net

«Из-за постоянных перепадов температур с «минуса» на «плюс» и наоборот, на участках дорог, которые ранее не ремонтировались, образовались ямы. Вода, которая проникает в асфальт с таянием снега, при минусовой температуре превращается в лед, который в свою очередь «разрывает» дорожное покрытие. Это наблюдается в Симферополе и на других межмуниципальных и межрегиональных дорогах», – пояснил он.

Масштабность повреждений дорожных участков фиксируют и общественники:

iskra-sev.ru

«Керченская трасса в Крыму, работы на которой велись практически весь прошлый год, снова нуждается в ремонте – на свеже отремонтированных участках дороги образовались ямы.

Соответствующее видео опубликовал крымский общественник Илья Большедворов.

- Последствия "арктических" циклонов для участка дороги Керчь – Симферополь. Длина отснятого на видео участка – около пяти километров. Ремонту полгода. Самое "замечательное", что по состоянию асфальтового покрытия явно видно, что это только начало. Асфальт просто рассыпается на глазах, – написал он в соцсети. Большедворов прогнозирует, что дорога "развалится" до весны.

Судя по комментариям пользователей, попавший на видео участок трассы ремонтировали подрядчики "Доринвест Крым" и "Коммунтранс".

Фирму "Доринвест Крым" связывают с нынешним начальником Службы автодорог РК Игорем Кравченко, а "Коммунтранс" – с вице-премьером республики Виталием Нахлупиным».

Но, наравне с «метеорологической» версией разрушения дорог, существуют и более приземленные предположения – в первую очередь, технологического характера.

Так, в пользу этой версии говорит и ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетоновые дорожные, аэродромные и асфальтобетон». Документ строгий – в нем указано «Требования, изложенные в стандарте, являются обязательными».

В том числе, и «Показатели свойств дробленых песков и отсевов продуктов дробления горных пород и гравия».

А там – массовая доля глинистых примесей (%) в песках не должна превышать 1%.

Ранее, при дорожном строительство на полуострове применялся завозной морской песок. Альтернативой ему могли являться отходы камнепиления известняков-ракушечников. Но – содержание глинистых примесей кратно превосходило допустимые параметры, и залежи карьерных отвалов не имели применения. Сегодня «черные отвалы» - нарасхват.

Соблазн удешевить дорожное строительство на основе отвалов камнепиления существовал и ранее. Этот соблазн вошел и в стандарт ДСТУ Б В.2.7-27-95 «Песок из известняков-ракушечников для строительных работ»:

omul.org

Но, с большими оговорками:

«9.6. Применение карбонатного песка для асфальтобетонных смесей допускается только при наличии рекомендаций, приведенных в п.9.2».

     А п.9.2 гласил :«…допускается только при наличии рекомендаций, разработанных непосредственно для конкретных условий производства и вида исходных материалов. Такие рекомендации должны разрабатываться научно-исследовательскими институтами и научно-исследовательским подразделениями комплексной организации – института, научно-производственного объединения».

 

В чем такая осторожность ДСТУ Б В.2.7-27-95? В степени ответственности.

Глина – легко набухающий материал, с трудом отдающий воду. При ее над нормативном присутствии в смеси, особенно при перепаде окружающих температур, происходит разрушение связанности материала – асфальт «взрывается»…

И «метеорологическая» и «технологическая» версии – собственно версии. Но разгадка близка:

На итоговой пресс-конференции 2016 года Глава Крыма Сергей Аксенов, комментируя ход дорожных работ в регионе, сделал жесткое заявление:

kerch.fm


«С точки зрения качества, я, как и обещал, вам гарантирую, что как только снег сойдет, на 2017 год по всем дорогам пройдет Счетная палата, дальше будет прокуратура, другие контролирующие органы. Все 100% объектов будут проверены на качество, на соответствие стоимости и объемов работ. Если нарушен закон, наказания не избежать».