Уникальный и экологичный - троллейбус.В следующем году городскому электротранспорту в Симферополе исполнится 100 лет, и 55 лет, как по дорогам впервые прошел троллейбус. С тех пор крымский троллейбус перевез более 5 млрд. человек, а это почти все население земного шара. Первая в СССР и Европе горная междугородная троллейбусная линия Симферополь-Алушта-Ялта начала строиться в октябре 1958 года. Первая очередь линии Симферополь-Алушта протяженностью 52 км была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно короткий срок – за 11 месяцев. Строили линию специалисты более 80 предприятий из 10 городов Украины. Построено два троллейбусных парка в Симферополе и Алуште, 16 тяговых подстанций, установлено более 3 тыс. опор и подвешено свыше 200 км контактного провода. В мае 1959 года было образовано Крымское троллейбусное управление, а летом этого же года в Симферополь прибыли первые 40 троллейбусов отечественного производства и фирмы «Шкода» (Чехия). 7 октября в городе открывается регулярное движение на маршруте Железнодорожный вокзал – Марьино, а 6 ноября – на линии Симферополь-Алушта. Нынешняя улица Гагарина (тогда Перекопская) – первая, по которой прошел троллейбус. Конечно, такое значимое событие не могло остаться без внимания и попало на страницы газет. Интересно, что с 1983 по 1987 год штатным фотографом в «Крымтроллейбусе» был известный фотокорреспондент Леонид Яблонский. 3 ноября 1977 года на предприятии был открыт музей развития городского электротранспорта. Сейчас здесь работает Андрей Славный, до него хранителем музея был его отец Георгий Славный, который, работая в троллейбусном управлении со дня открытия, и стал инициатором создания музея. Его частые гости – школьники, студенты, любители электротранспорта, сотрудники предприятия, а также иностранные туристы. В 2003 году некий американец был в Крыму проездом – проехал по троллейбусной трассе и посетил музей, а затем написал статью и выложил в интернет чуть ли не на 80 языках. Так, о музее и крымском электротранспорте узнал весь мир. И поехали сюда и англичане, и немцы, и испанцы. В прошлом году даже японское телевидение было. Вот, например, эти макеты троллейбусов подарены Робертом Дотом из Нотттингема. Этот пожилой любитель электротранспорта на протяжении пяти лет регулярно приезжает в Симферополь и пополняет коллекцию экспонатов. Музей посещал директор музея транспорта Европы, который расположен в Барселоне. Он пишет энциклопедию транспорта Европы, и в первом томе, который он подарил музею, описание канатных дорог, а вот в третьем будет рассказ о крымском троллейбусе. Обещал прислать экземпляр музею. Есть в музее, наверное, самое дорогое для коллектива предприятия место – уголок династий «Крымтроллейбуса». Подумать только, здесь в общей сложности трудились 252 члена 83 династий 6365 лет! А это награды за спортивные достижения членов коллектива предприятия. Интересно, что среди них был водитель троллейбуса Василий Работягов — чемпион СССР по велоспорту, участник XV Олимпийских игр в Хельсинки. Эти, как сейчас принято говорить, 3D-диорамы были созданы двумя умельцами макетчиками – Василием Куржевым и Александром Бржезинским, когда еще никто не знал, что такое 3D. На этой фотографии – первая женщина-водитель трамвая в Симферополе. В 1915 году, когда в городе открылось трамвайное сообщение, женщин на работу не брали, разве что кондукторами. Но молодой женщине очень хотелось сесть за руль трамвая и она попросила своего вагоновожатого научить ее, и он научил. Но кто-то доложил директору, что за рулем трамвая видели женщину. На следующий день нарушителей вызвали к руководству, но за них вступился весь трамвайный парк, и женщина-водитель не растерялась – предложила устроить ей экзамен, который сдала на «отлично». После этого она проработала более 40 лет и не имела ни единого замечания. И в наше время за рулем троллейбуса нередко можно увидеть представительниц прекрасного пола. Водитель Валентина Литвинчук начала управлять троллейбусом 33 года назад в России. В возрасте 26 лет она решила изменить свою судьбу и отправилась покорять троллейбусные маршруты Крыма. Написав письмо на предприятие, получила приглашение. Прибыв на железнодорожный вокзал Симферополя, села не в первый попавшийся троллейбус, а дождалась тот, которым управляла девушка. Так, у новоиспеченной крымчанки появилась подруга, коллега, а также место в общежитии и, собственно, работа. Маршрут №4 «Марьино-Центральный рынок» для изучения и практики бороздила сначала на учебной машине. Во время такой поездки на одном из перекрестков у другого троллейбуса случилась поломка – запутались провода, из солидарности Валентина вышла помочь. Провода распутали, а вот судьбы переплелись – через время водитель неисправного троллейбуса стал ее мужем. По словам Валентины, водитель троллейбуса не должен обладать какими-то особыми способностями. Но все же противопоказания имеются, например, в биографии не должно быть ситуаций, связанных с травмами головы – сотрясений мозга, а также наличия инвалидности, нарушения реакции или зрения. «Хотя реакция вырабатывается со временем. Уже ведешь машину машинально, руки сами поворачивают руль по дороге куда надо. Я третий год езжу на новом «Богдане», а вот вчера села за руль старенького троллейбуса, так случилось, что мой «Богдан» был неисправен – но это же небо и земля. Вот что значит, к хорошему привыкаешь быстро», – отмечает водитель. На вопрос, как складываются взаимоотношения с другими участниками дорожного движения в городе, Валентина отвечает, что на дороге, как и в жизни, случаются разные ситуации. Но констатирует, что с появлением новых троллейбусов отношение заметно изменилось в лучшую сторону. «Уважать что ли стали, какое-то взаимопонимание появилось. Уже не рискуют нас поджать, подрезать, дорогу уступают, а ты им «спасибо» в ответ моргнешь. Что касается маршрутчиков, то есть всякие. Кого-то уже знаешь в лицо за столько лет на дороге. Есть те, кто уступают, пропускают, а есть такие, что наоборот. Вот поздно вечером, например, если едем по одному маршруту, обгоняют и забирают пассажиров – это же его деньги. Но я с ним не спорю – пропускаю, мне дороже моя машина. Все равно те, кто ездят на троллейбусах, будут ждать меня», – рассказывает Валентина. Водителем троллейбуса точно не сможет стать человек, который любит поспать – первая смена начинается в 4 утра. На первую развозку приходится вставать в 3 утра и так 4 дня подряд, потом один выходной и 4 дня во вторую смену с 15.00. «Сейчас уже привыкла, а первое время уснуть было тяжело. Особенно в молодые годы – всем же хочется погулять, молодость есть молодость. Часов до 23.00, например, просидишь, а вставать в 3 утра. Тут, конечно, кто любит поспать, не сможет работать, хотя есть такие, кто договаривается и работает во вторую смену. В основном, это мужчины», – делится водитель. С января 1971 года на базе трамвайного управления была организована служба аварийно-восстановительных и капитальных ремонтов. Она могла производить до 160 ремонтов в год, а ее вспомогательные цеха изготавливали более 70 наименований изделий из литья, полимеров, резины, металлоштамповки. Вот, например, такие компостеры. В настоящее время цеха могут изготавливать свыше 260 наименований изделий, а в различных отделах по техобслуживанию трудятся около 300 человек. В механическом участке цеха подвижного состава делают вспомогательные детали, которые необходимы для ремонта троллейбуса. В основном для старых машин, а новые троллейбусы находятся на гарантии и пока не требуют механического вмешательства. Станки здесь отслужили по три-четыре срока эксплуатации, но благодаря специалистам предприятия еще в рабочем состоянии. Вот, например, ведущий инженер-конструктор Давид Бахши конструирует и помогает изготовить детали для троллейбусов, которые уже давно не производят даже в самой Чехии. Заезжая в парк, каждый троллейбус обязательно должен остановиться у затаившегося на въезде старенького троллейбуса – это Техприемка – откуда выйдет техник, который проверяет внешнее состояние машины, вернувшейся из рейса Потом троллейбус проследует в отделение, где будет произведена влажная уборка и дезинфекция салона, затем в цех на ночной техосмотр. А это – будущие искусственные рифы, которые будут находиться на дне Черного моря у берегов Ялты. Еще летом члены общественной организации «Аквасфера» заявили о том, что для создания искусственных рифов для дайверов планируется затопить порядка семи достаточно крупных объектов, среди которых 11-метровый старый катер и несколько троллейбусов. Но это уже иная жизнь крымского троллейбуса, о которой тоже будет, что рассказать... Источник