Казанский татарин о крымских: логика и этикаОдин, из, скажем так, авторитетных татар Крыма в беседе с корреспондентом НР сказал любопытную вещь: «Казанские татары выступают сейчас в Кремле в некоторой степени адвокатами по отношению к татарам крымским». Соответственно, защитники у крымских татар уже есть. Так что я в данном случае попытаюсь выступить не то чтобы прокурором, но уж точно не адвокатом крымских братьев. Логика Дело в том, что лично я (как и значительная часть жителей полустрова) воспринимаю местных татар как фактор, безусловно, дестабилизирующий и потенциально опасный для становления русского Крыма. Здесь и многолетние заигрывания с Турцией, и непомерные политические амбиции татарских лидеров, и регулярные и зачастую никак не аргументированные стенания «под Украиной было лучше». Справедливости ради надо сказать: действительно, части крымско-татарского истеблишмента «под Украиной было лучше». В условиях перманентного бардака и слабой государственности можно было шантажировать власть на предмет получения исключительного статуса крымско-татарского народа, можно было заниматься самозахватами приглянувшихся земельных участков (и делать на этом неплохой бизнес), можно было митингом и нахрапом добиться практически любого нужного татарским лидерам решения. Еще вчера все это было можно – а теперь нельзя, что не может не печалить отдельных слишком уж национально ориентированных персонажей. Кстати, расстраиваться из-за потери некоторых политических перспектив и слишком вольно трактуемых свобод, я так полагаю, лидерам крымско-татарских общин придется недолго. Вскоре появятся гораздо более конкретные и актуальные проблемы. Дело в том, что основой крымско-татарской экономики на сегодняшний день является торговля. В том числе и ее теневой сектор. Это экономическая база условной татарской «пятой колонны» на полуострове. И на эту нишу до последнего времени никто особо не покушался – для национальных групп, которые в той или иной степени контролируют торговлю в России, – Крым был не слишком интересен, так как не обладал необходимыми объемами денежной массы. Теперь же, когда на полуостров пришли российские зарплаты, российские инвестиции и российские пенсии, – эти объемы будут увеличены в разы. И, как следствие, за этими деньгами в Крым придут торговые кланы из России. И насколько можно прогнозировать ситуацию на сегодняшний день – крымские татары, которые последние 20 лет развивались в неком торговом заповеднике, конкуренции с этими кланами не выдержат. И здесь у местных татар останется, по сути, два пути: или окончательно маргинализироваться и уйти на уровень откровенной уголовщины (впрочем, все равно под контролем пришлых из России), либо максимально быстро интегрироваться в современное крымское общество и вместе встречать новые вызовы и угрозы, которые неизбежны при возвращении в родную гавань. Этика К сожалению, идти по второму пути татары, очевидно, не хотят. По крайней мере, за последние 20 лет подобных попыток почему-то не предпринималось. Напротив, лидеры крымско-татарских общин при любом удобном случае подчеркивали свою исключительность по отношению к другим народам, населяющим полуостров, говорили о необходимости делегировать татарских представителей во все уровни и во все органы власти (естественно, без такой глупости, как выборы), напоминали, что именно татары – настоящие исконные хозяева Крыма (киммерийцы, скифы, те же греки как-то не в счет). Причем любые попытки контраргументации напарывались на беспроигрышное – крымские татары – это самый пострадавший от советской власти народ. Речь здесь, естественно, идет о депортации. За что они были депортированы в Среднюю Азию – обычно не уточняется. Как не уточняется и то, что наряду с крымскими татарами от депортации пострадали еще несколько национальных групп на территории СССР. И здесь у татар Крыма также, очевидно, два пути для дальнейшего развития уже в составе России. Первый – оставаться на позициях обиженных и угнетенных, которым все по жизни должны, особенно русские. Но здесь, как подсказывает логика, те же русские могут также обратиться к истории. Ведь долгие годы экономика татарского Крыма формировалась за счет работорговли, и сколько русских и малороссов были угнаны в рабство и проданы на территории полуострова, можно, постаравшись, подсчитать и выставить крымским татарам исторический счет. Второй путь, естественно, потребует определенной ломки стереотипов. Татарам, прошу прощения за банальность, придется научиться жить на своем благословенном полуострове нормально, добрососедски, без взаимных упреков и претензий к другим народам Крыма – украинцам, русским, болгарам, грекам и прочая и прочая. Придется – так как в последнее время с «пятыми колоннам» в России особо не церемонятся. Новый Регион