В конце 2014 г. в городе Сочи проходила международная научная конференция.

Крымские чиновники от геологии, посетившие конференцию, были ошарашены увиденным:

www.kavkaz-uzel.eu

«Береговые зоны Сочи нуждаются в большей поддержке, так как «находятся в плачевном состоянии», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» первый заместитель генерального директора Крымского республиканского предприятия «Противооползневое управление» АЛЕКСАНДР ПИЛЕЦКИЙ.

«Обратите внимание на сочинские буны, или так называемые волнорезы, которые были поставлены еще в годы СССР, чтобы гасить волны. Ведь все они находятся в аварийном состоянии и никем не финансируются и не ремонтируются», – сказал в свою очередь главный инженер «Противооползневого управления» ВАДИМ КРАСНОБАЙ.

Кроме того, отметил специалист, почти ко всем пляжам Сочи отсутствует доступ.

«Они либо перекрыты частными сооружениями, какими-то кафе, забегаловками, либо просто заборами. Причем их содержание не обеспечивается на должном уровне. Видно, что нет единого и профессионального подхода к береговой зоне Сочи», – сказал ВАДИМ КРАСНОБАЙ.

АЛЕКСАНДР ПИЛЕЦКИЙ и ВАДИМ КРАСНОБАЙ ОТМЕТИЛИ, что пытались в Сочи найти своих коллег из государственного противооползневого управления и были удивлены тем, что здесь оно больше не существует и расформировано.

В общем, Сочи не повезло. Имей бы город государственное противооползневое управление, профессиональный и единый подход к береговой зоне был бы обеспечен на должном уровне.

Взять бы Сочи и начать с простого – создав государственное противооползневое управление и обратить внимание на опыт коллег из Крыма, недаром вкушающих государственный пирог.

ИСТОРИЯ 1. ХРАМ-МАЯК НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В РЫБАЧЬЕМ

stroy-krym.ru

«Работы по укреплению дорожного полотна на трассе Малореченское – Рыбачье были начаты еще в 2015 году, – проинформировала глава городского совета Алушты Галина Огнева. – Третья часть объема работ была выполнена, но, когда вырыли котлован и началась подготовка к установке свай в районе храма, настоятель храма-маяка отец Сергий обратил внимание на активизацию оползня. Стало понятно, что одновременно со строительством дороги необходимо вести берегоукрепительные работы вокруг храма и на Прилегающей территории».

После этого строительство дороги было временно приостановлено.

Интересный факт – внимание на активизацию оползня обратил священнослужитель. А то, что безопасность строения, возведенного на уступе скалы в зоне периодического обрушения береговой зоны, не контролировалось специальными службами, факт сам по себе вопиющий.

Специальные службы из специального управления появились постфактум и резюмировали:

«По словам главного инженера ГКУ «Противооползневое управление» ВАДИМА КРАСНОБАЯ, проект строительства дороги изначально не был согласован со специалистами управления. В том числе, не было учтено разрушительное воздействие грунтовых и паводковых вод. На сегодняшний день все замечания учтены, в проект внесены необходимые изменения».


«Однако сегодня под угрозой уже само здание храма, поскольку прилегающая территория ежедневно подвергается деформациям, – отмечает Краснобай. – Необходимо ежедневно контролировать маячки, установленные на храме, чтобы оперативно отреагировать на малейшее негативное влияние».

ИСТОРИЯ 2. ДОРОГА НА ЛУЧИСТОЕ

www.alushta.org

«Во вторник, 9 августа 2016 г., на аварийном участке дороги от троллейбусной трассы к горному селу Лучистое состоялось выездное совещание с участием представителей Министерства транспорта Республики Крым, «Службы автомобильных дорог Республики Крым», «Крымавтодора», руководства Алуштинского муниципалитета и городской администрации, депутатов Крымского республиканского и Алуштинского городского советов, «Крымского противооползневого управления».

Участники выездного совещания констатировали, что увиденное представляет собой классический дорожный недострой. Вдобавок, здесь происходят серьезные оползневые процессы, полотно дороги проседает и разрушается во многих местах».

Свое мнение выразил и прибывший главный инженер Государственного предприятия «Крымское противооползневое управление» ВАДИМ КРАСНОБАЙ. Инженерно и авторитетно. По факту:

«Поскольку не был решен вопрос водоотвода, оползневой процесс, как мы видим, активизировался. Образовалось водонасыщение. Габионы (сетчатые изделия различной формы из проволочной кручёной сетки, предназначенные для формирования конструкций) не обеспечивают пропускную способность воды. А динамическая нагрузка движущегося транспорта провоцирует дальнейшие разрушения. В критической ситуации с выпадением атмосферных осадков, здесь по площади может произойти селевой выброс, что обернется большой бедой».

ИСТОРИЯ 3. ГАСПРИНСКИЙ МОНСТР

На настоящий момент ситуация с обваливающейся свалкой беспокоит только общественников и ученых, не входящих в ГП «Крымское противооползневое управление». Ну, и, немного, председателя рабочей группы по исследованию оползневых явлений в районе массива. Нет, не на предмет обвала. На предмет средств, бездарно освоенных на противообвальные мероприятия.

В самом «Противооползневом управлении» царят спокойные, не лишенные доброго юмора, настроения – ведь ситуацию они привыкли оценивать постфактум:

На снимке: Активное развитие оползня, вызванного Гаспринской свалкой