В настоящее время Российская Федерация сталкивается с целым рядом геополитических вызовов, которые угрожают ее существованию как суверенной державы. Один из наиболее важных участков геополитического противостояния России и ее противников - Черноморский регион, центром которого является Крымский полуостров.
Историческая справка. 19 февраля 1954 года Указом Верховного Совета СССР из состава РСФСР была выведена и передана в состав УССР Крымская область. 29 октября 1948 года Указом ВС СССР город Севастополь был выведен из состава Крымской области и отнесен к категории городов республиканского подчинения. Передача Крыма производилась в рамках празднования 300-летней годовщины воссоединения Украины с Россией и должна была служить символом нерушимого союза двух братских народов.
Одним из наиболее действенных механизмов проведения антирусской политики Киева является крымско-татарский фактор, который давно уже перестал быть частью исключительно крымской и даже украинской внутренней политики.
Развал СССР превратил фарс в трагедию: сотни тысяч русских жителей полуострова оказались оторваны от своей исторической родины. Украинское руководство безапелляционно заявило о принадлежности Крыма (вместе с Севастополем) Украине, российские лидеры молчаливо согласились с утратой региона, имеющего стратегическое значение.
Несмотря на то, что сегодня на Крым распространяется суверенитет Украины, полуостров занимает центральное место в стратегических расчетах по обеспечению безопасности Российской Федерации на юго-западном направлении. Важность и актуальность крымской проблемы обусловлена целым рядом геополитических и экономических факторов, наличием многочисленной русской диаспоры на полуострове, наконец, самой историей.
События 1991 года превратили русскую нацию, крупнейшую в Европе, в национальное меньшинство в бывших союзных республиках, где русские по численности мало уступают титульным нациям. С приходом к власти в республиках националистических правительств русские испытывают все возрастающее давление, проявившееся в различных формах. В данном случае это – нарастающий с каждым годом процесс украинизации, который в русском - и в языковом, и в этническом плане – в Крыму проходит наиболее болезненно.
В сознании русской общины Крыма сохраняется представление о России как сильнейшей военной державе, правопреемницы СССР. Русские жители полуострова осознают себя россиянами, а будущее своей семьи и республики в целом связывают с Россией. Это проявляется и в бытовых мелочах: так, гривну называют рублем, победу российской сборной приветствуют как «нашу победу», изобретение нового образца оружия воспринимали как усиление собственной мощи и т. д. Тема союзного государства широко обсуждается во всех слоях крымского общества.
Примечательно, что начало (первого) президентства Владимира Путина крымские соотечественники восприняли с надеждой, что «сильный Путин» даст понять Киеву, как нужно вести в Крыму политику в отношении к русскому «национальному меньшинству», к русскому языку и культуре, российским организациям и движениям. Время показало, что их надеждам не суждено было сбыться.
Российское руководство должно использовать максимум возможностей для оказания давления на Киев в целях пересмотра традиционной для последнего национальной политики, которая может быть выражена формулой «Национальное большинство - национальные меньшинства». Правовым основанием этой политики служит выдержанный в этнократических тонах закон «О национальных меньшинствах Украины», в котором прямо указывается, что все неукраинцы являются национальными меньшинствами.
Между тем, подобное упрощение не соответствует действительности. По официальным данным всеукраинской переписи (2001) население Автономной Республики Крым (АРК) составляло 2 024 056 человек, из них 58,5% русских, 24,3% украинцев, 12,1% крымских татар, 1,4% белорусов, 0,5% татар, 0,4% армян, по 0,2% евреев, поляков, молдаван, азербайджанцев, по 0,1% узбеков, корейцев, греков, немцев, мордвы, чувашей, цыган, болгар, грузин и марийцев.
Другой важнейший фактор - сохраняющееся огромное влияние русской культуры на Украине, подавляющее большинство населения которой говорит на русском языке. В АРК русский язык считают родным 83 % населения, в Донецкой области - 87 %, а в Луганской - более 90 %.
Несмотря на это подавляющее численное превосходство русского населения Крыма над украинским, киевское и послушное ему крымское руководство проводят курс на украинизацию полуострова. Это четко проявилось в 1998 году при принятии новой конституции АРК. Тогдашний глава Верховного Совета АРК Леонид Грач (которого в российских СМИ безосновательно называли лидером пророссийских сил в Крыму) первым поддержал содержащуюся в проекте конституции статью об украинском языке в качестве единственного государственного языка на территории автономии. Русский язык окончательно утратил свой прежний статус.
Представительством президента Украины в Крыму со ссылками на новую конституцию АРК ставится вопрос об отмене закона республики Крым об образовании, что лишает русских и русскоязычных крымчан права защищать свои права в этой сфере. Ограничивается русскоязычное информационное пространство; в Крыму резко сокращена трансляция ОРТ, РТР и других каналов российского телевидения. Почти полностью прекращена трансляция российских радиопередач. Украинские СМИ, в частности, газета «Голос Крыма», развернули откровенную кампанию по разжиганию межнациональной розни, ненависти к русским и России. Аналогичную позицию занимают газеты «Флот Украины», «Дзвiн Севастополю» и другие.
Несмотря на все заверения о дружбе и братстве с Россией со стороны украинского руководства, Киев не заинтересован в проведении справедливой национальной политики. Более того: используются все возможности для борьбы с так называемым «российским фактором». (Под последним мы понимаем систему взглядов, особенность сознания большей части крымского общества).
В условиях Крыма одним из наиболее действенных механизмов проведения антирусской политики Киева является крымско-татарский фактор, который давно уже перестал быть частью исключительно крымской и даже украинской внутренней политики.
Идея об использовании крымско-татарского движения для нейтрализации позиций России в Крыму впервые была озвучена на нашумевшем совместном чрезвычайном заседании Совета обороны и безопасности и Всеукраинского конгресса и комитета обороны правительства Украины, происходившем в Киеве 7 сентября 1993 года. На заседании с участием руководства Национальной гвардии Украины и практически всех государственных структур присутствовали в качестве почетных гостей руководители УНА-УНСО, ОУН-УПА, Руха. Тогда в своей речи к собравшимся тогдашний президент Украины Леонид Кравчук заявил: «Мы должны объединиться против могущества России. Только тогда она и ее президент будут управляемы нами. Министерству обороны, Национальной гвардии, СБУ, МВД необходимо самым решительным образом взяться за проблему Крыма, Севастополя и ЧФ. Мы наконец должны устранить эту головную боль. Указанным ведомствам разрешаю делать все возможное, что может пошатнуть влияние России в этом регионе. Активнее нужно использовать крымско-татарское движение».
Сегодня межнациональная обстановка в АРК по-прежнему далека от стабильной и характеризуется, прежде всего, ущемлением интересов наиболее многочисленной национальной общины полуострова - русской.
В то время это движение еще не имело реальной силы, но в настоящее время от него исходит серьезнейшая опасность стабильности в регионе. Украинские власти пытаются - и небезуспешно - противопоставить русских украинцам и татарам. В этом плане националисты в Киеве находят широкую поддержку у руководящей верхушки татарской общины, для которой ущемление интересов русского населения Крыма означает укрепление собственных позиций.
Отдать власть в руки татар - основное, но не единственное требование образованного в 1991 году Меджлиса крымско-татарского народа. Из многочисленных социально-экономических требований выделяются следующие: дать право возвращающимся в Крым татарам по их усмотрению поселяться на уже занятой другими территории, восстановить топонимику Крыма, создать «максимум реального возмещения материального и морального ущерба», причиненного крымско-татарскому народу, причиненного в ходе депортации и последующей дискриминации.
Подразумевается, что возместить этот ущерб должны русские, а Киев должен помочь заставить их сделать это. Отметим, что татары в большинстве своем настроены против России и русских, что обуславливается поддержкой официальных властей и исламистской идеологией.
Отметим, что в свое время неотъемлемой частью последней была поддержка целей и действий чеченских сепаратистов в их борьбе против России. В частности, Джохар Дудаев воспринимался и до сих пор воспринимается в среде крымских татар как национальный герой, павший за веру. Тогда в горах Крыма существовал центр вербовки и подготовки боевиков для ведения боевых действий против федеральных войск в Чеченской республике. Не стоит забывать и о том, что в Чеченской республике на стороне сепаратистов воевали боевики УНА-УНСО, которых объединяет с крымскими наемниками ненависть к общему врагу.
Русское население всерьез обеспокоено возрастающей активностью татар, которая выливается в действия явочного характера: создание отрядов самообороны аскеров, незаконные захваты и дележи земли и др. В настоящее время самозахваты земли крымскими татарами стали вопиющим фактом, проводимом при потворстве властей. Это приводит к серьезным осложнениям межнациональных отношений. Наибольшую известность получил конфликт в селе Морском Судакского района 15 января 2003 года, где ранее (в 2001) уже происходили столкновения между славянами и татарами из-за слома последними православных крестов. Но если первый конфликт в селе Морское властям удалось скрыть от широкой общественности, то во втором случае этого не произошло, поскольку татары захватили российские земли.
Общеизвестно также, что татарская община в Крыму служит проводником проникновения турецкого влияния на полуострове, получает серьезную финансовую и экономическую поддержку со стороны Анкары. Выделяются крупные средства на строительство жилья для репатриантов-татар, на подставных лиц татарской национальности ведется скупка земли на побережье, оттесняя русских в глубь Крыма, на неплодородные земли. Тем самым татары, а через них Турция, стремятся прибрать к рукам наиболее рентабельную сферу крымского хозяйства - рекреационную. При этом, при приобретении земли представители 300-тысячной общины крымских татар, пользуясь статусом репатриантов, находятся в более привилегированном положении, чем представители славянских народов.
Крымское и, тем более, киевское руководство не замечает или не хочет замечать опасность усиления татарских интересов на полуострове. Более того: для киевских властей требование татар «не разбазаривать их землю» весьма удобно, так как позволяет не допустить возможность приобретения земельной собственности российскими гражданами, что несомненно упрочит положение российских собственников.
Власти продолжают не замечать возрастающих аппетитов татар, которые после 1996 года, когда по всему юго-западу - юго-востоку Крыма прокатились массовые столкновения русских и татар, почувствовали свою безнаказанность. Меджлис стал выразителем устремлений наиболее амбициозной части крымско-татарской общины.
Сегодня межнациональная обстановка в АРК по-прежнему далека от стабильной и характеризуется, прежде всего, ущемлением интересов наиболее многочисленной национальной общины полуострова - русской.
Следует отметить, что полуостров, помимо своего уникального геополитического положения, обладает также несомненным экономическим потенциалом. Большое значение для России имеет то, что Крым - важнейшей перевалочный пункт международной торговли со странами восточного и средиземноморского регионов. Ресурсный потенциал Крыма способен привлечь значительные инвестиции. На полуострове имеются значительные запасы газа (Азовское море), неглубоко залегающей железной руды (Керченский бассейн), обнаружены нефтяные месторождения (Керченский полуостров), золото (поселок Балаклава города Севастополь), строительного известняка (Белогорск) и др.
Но поистине неисчерпаемыми являются рекреационные ресурсы: уникальные сочетания климатов: континентального на севере и востоке, средиземноморского на юге и юго-западе, умеренно-континентального - на юго-востоке. Значительные запасы лечебных грязей, голубой и белой глины; развитая система рекреационного хозяйства и другое. Климат Крыма благоприятствует выращиванию целого ряда сельскохозяйственных культур: риса, пшеницы, табака, кукурузы и т. д. Трудно переоценить значение крымского виноградарства и виноделия, имеющих многовековые традиции и общемировую известность.
В Киеве прекрасно осознают тесную зависимость экономических и политических факторов: рост экономического благосостояния республики приведет к усилению ее политической самостоятельности и наоборот. Поэтому украинские власти используют все возможности для уменьшения степени реальной автономности республики. В сентябре 1994 года в АРК был ликвидирован институт президентства - тем самым суверенитету Крыма был нанесен тяжелый удар. Но украинские власти пошли еще дальше, начав с ликвидации основных политических функций ВС АРК и перейдя к ущемлению экономической самостоятельности полуострова. В результате этих целенаправленных действий Крым был низведен до уровня рядового региона Украины, а крымский парламент превратился в политическую декорацию, лишившись законодательных функций. Прокуратура, милиция, суд, налоговая инспекция, служба безопасности были напрямую переподчинены Киеву. Финансовая зависимость республики от цента также резко возросла.
Не вызывает сомнения, что при умелой экономической политике и при значительных инвестициях полуостров станет одним из экономических центров всего Черноморского региона. Украинское руководство не в силах обеспечить эти условия и, что всего важнее, не испытывает к этому ни малейшего стремления. Укрепление экономики полуострова немыслимо без России. Это прекрасно осознают в Киеве и стремятся не допустить усиления экономических и политических позиций РФ на полуострове.
Кроме того, Крым является стратегическим центром всего Черноморского региона, а Севастополь является главной базой Черноморского флота. Значение Крыма еще более возрастает в свете усиливающегося влияния НАТО в Черноморском регионе. По сути, Черное море превращается во внутреннее море Северо-Атлантического блока. Региональный лидер НАТО, Турция, получила фактически полную свободу действий. Ее действия направлены на создание так называемого туранского исламского пояса на огромном пространстве от Балкан до Сибири. Укрепление позиций Турции в Крыму является важным шагом в достижение этой глобальной цели. Пассивность России может обернуться полной утратой влияния в этом регионе.
На сегодняшний день не созданы условия для оптимального решения крымской проблемы. Первоочередными задачами должны стать обеспечение политических, экономических и культурных интересов русской общины АРК и укрепление позиций Черноморского флота РФ, что укрепит положение самой России в Черноморской регионе. Все это, в свою очередь, требует наличия двух условий: ясной и адекватной целям и современным условиям внешней политики и наличия политической воли у российского руководства.
Как и прежде, сегодня незаметно серьезного прорыва российского руководства в решении «крымского вопроса». Не вызывает сомнений, что проводимый курс требует серьезнейших корректив. Не вызывает сомнений и другое: от решения многогранной крымской проблемы во многом зависит место, которое займет Россия в новом геополитическом пространстве.
Google
Маяк-Информ
18:40 08.03.2014
0
1928
Оцените пост
1
Поделитесь с друзьями
Написать комментарий