Сдин из сюжетов "Комсомольской правды" о судьбе бизнеса в Крыму и Алуште в частности.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ - ЛЕБЕДЕВ
- Я главный налогоплательщик Алушты! - почти кричал от обиды Александр Лебедев, когда мы встретились с ним в Москве. - Я!
Известный банкир, крупный крымский инвестор был в той утонченной степени ярости, которая отличает истинного европейца, издателя лондонской газеты Independet от безродного воротилы.
Лебедев возвел в Крыму несколько отелей, аквапарк, храм, отреставрировал Театр Чехова, построил три километра набережной и с трогательной для банкира наивностью ждал хоть какой-то благодарности от местных.
Выглядело это трагикомично.
В гневе Лебедев взывал к логике.
- Давайте посчитаем, - говорил он. - Я даю мэрии Алушты деньги - наполняю значительную часть городского бюджета. Деньги они используют бестолково - на замену плитки (сейчас, например, ремонтируют себе мэрию). Хотя рядом стоит полуразрушенная больница, куда лечь советую лишь тем, кто хочет помереть без эвтаназии...
- Далее, - терпеливо подсчитывал банкир. - В сезон я даю работу 1200 горожанам, не в сезон 500. Открыл для города арт-парк со слонами и носорогами. Устроил большой экологический фестиваль на 20 тысяч человек. Приехали министры, говорили хорошие речи. Мэрша Алушты со мной чуть ли не целуется. За этот городской праздник я плачу 50 миллионов рублей. Министры уезжают - город присылает приставов арестовывать мое имущество.
Российского инвестора, как утверждает он сам, пытаются выжить из Алушты давно. Тот бьется насмерть, взывая в открытых письмах ко всем политическим богам («Меня хрен выкурят, - кипятится банкир, - но в целом у крымских ребят такая задача»). Но дела у Лебедева, похоже, безнадежные...
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
«А давай-ка у москвича все отберем!»
Алушта. Начало промозглой крымской зимы - рай для философов. Они тихо сидят на пустых пляжах и курят в горизонт.
Злополучный отель Лебедева «Море» стоит в уютном Профессорском уголке, где начинается симпатичная лебедевская же набережная...
Мэрия встречает меня холодно. Глава Алушты Галина Огнева неуловима. Местные бизнесмены советуют - без местного депутата и борца Джемала Джангобегова здесь ничего не решается. Он настоящий хозяин города.
Смущало только, что однажды разговор с Джемалом закончился для журналиста тюрьмой... «Джангобегов отвел Пашу в конец коридора и вел разговор на повышенных тонах: «Ты прекращай выделываться, а то… Если хочешь, становись рядом с нами и работай», - вспоминает в репортаже «Новой газеты» один из очевидцев. Но Паша (Павел Степанченко) поднимал в прессе вопрос о незаконной застройке набережной и «вставать рядом» с Джемалом не хотел. В итоге сел за «вымогательство» на четыре года.
Александр Лебедев возвел храм Святителя Николая на окраине села Малореченское недалеко от Алушты. А теперь Лебедева пытаются с полуострова выжить...
Александр Лебедев возвел храм Святителя Николая на окраине села Малореченское недалеко от Алушты. А теперь Лебедева пытаются с полуострова выжить...
А у меня, уже погруженного в алуштинские дела, как назло, созрел тот же вопрос... По застройке набережной.
В отличие от нее история с Лебедевым была примитивной. Похоже, перед богатым дядей с материка местные разыграли курортный спектакль. Сначала депутаты горсовета увеличили ему арендную плату более чем в 10 раз.
- Был такой зам у Аксенова - Виталий Нахлупин, сейчас он в тюрьме, - вспоминает Лебедев. - Без него и еще без одного человека важные вопросы в мэрии не обсуждались (тут совпадение - Лебедев говорит о неназванном гражданине как о хозяине города). Думаю, они решили: а давай-ка у этого москвича все отберем. Сделаем ему ставку аренды столько, сколько весь отель имеет выручки за год. Допустим, 60 миллионов выручка, а мы аренду 70 сделаем.
Лебедев отреставрировал ялтинский театр имени Чехова
Но за инвестора вступается глава Крыма.
«Это обыкновенное хамство! В 13 раз у него (Лебедева) выросла сумма аренды! - заявил Аксенов. - Я заинтересован в сохранении инвестиционного потенциала... Мой вице-премьер завтра привезет план действий по Алуште. Будет внесено изменение в решение сессии, сами депутаты с этим согласны, они сделали глупость».
Но никто план не привез. «Глупость» набирала обороты. Алушта подала на инвестора в суд. Сначала судьи соглашались с ответчиком - внезапно увеличивать аренду в 13 раз, как ни крути, некрасиво. Но уже знакомый нам Арбитражный суд в Калуге вдруг р-р-раз и узаконил «хамство».
Кстати, неожиданное решение Калуги в Крыму словно предвидели.
- Мы как-то ругались с симферопольским подрядчиком за брак при строительстве набережной, - рассказывает сотрудник Лебедева (судиться с криворукими строителями в Крыму, кстати, - еще один способ убить свой бизнес, так был сорван проект обувной фабрики Zenden под Евпаторией), - подали на того в суд, а тот вдруг: «Давайте дождемся вашей Калуги - уверен, после нее вам будет не до меня».
Так и получилось.
И тогда материковые бизнесмены на одном из заседаний в мэрии поставили перед аборигенами вопрос ребром: «Вы хотите, чтобы мы свернули бизнес и уехали?» Местные наконец ответили честно, с облегчением и улыбкой: «Свято место пусто не бывает».
И для верности прислали прокурорскую проверку изучать, а не нарушили ли инвесторы... украинские (!) законы при получении земли? Эта картина в суде должна выглядеть красиво - российские прокуроры бьются за соблюдение законов Украины... Трогательно.

Написать комментарий