Подключайся к Алушта24 в Вайбере или Новости Алушты в Яндекс Дзен.

25 января - день рождения Высоцкого

11:04 25.01.2016

Многие знают что Владимир Семёнович бывал в Крыму, даже некоторые знают что он был в Алуште, но ещё меньше знают почему и цели визитов.

Первый раз Владимир Семёнович Высоцкий приехал в Крым в июле 1961 года. Было ему тогда 23. Приехал он в Севастополь для участия в съёмках фильма Ф. Миронера «Увольнение на берег». Это один из первых фильмов с его участием. В нём он играл влюблённого матроса Петра, которого наказали — не пустили в увольнение. А он так хотел увидеться с любимой девушкой!

Из воспоминаний В. Высоцкого: «Этот фильм мы снимали на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота. Снимали в Севастополе. Я жил там целый месяц. Спал в кубрике, учился драить палубу. Мы снимали наказание, поэтому мне надо было научиться драить палубу и ещё кое-что погрязнее».

Первые песни — «Татуировка» и «Красное, зелёное...» — Высоцкий написал в Крыму во время съёмок этой картины.

Первая запись Владимира Высоцкого на магнитофон тоже проходила в Севастополе в июле 1961 года. Это был гостиничный номер, в котором жила семья друзей — Л. и И. Кочаряны.

В 1965 году Владимир Высоцкий сыграл в кино свою первую значительную роль — танкиста Володю в киноленте В. Турова «Я родом из детства» («Беларусьфильм»). Съёмки в основном проходили в Белоруссии, но когда наступили холода, пришлось переехать в Ялту. Из документов студии следует, что в Ялте съёмочная группа была с 26 ноября 1965 г. по 4 февраля 1966 г.
Летом 1966 года Высоцкий снова приехал в Ялту и дал концерт. За свою жизнь у Высоцкого было несколько тысяч концертов. В театре им. А. П. Чехова в Ялте у Высоцкого состоялся концерт в филармонии.

Излюбленный вид отдыха Владимира — путешествия на кораблях по Чёрному морю. Как рассказывает А. Назаренко, бывший капитан теплоходов «Аджария» и «Шота Руставели», Высоцкий совершал эти поездки ежегодно, начиная с 1968 года, — первые два года на «Аджарии», потом на «Шота Руставели». Кроме того, Высоцкий, как минимум, дважды — в 1970 и 1973 годах — плавал на «Грузии», которой командовал его друг А. Гарагуля, а в 1971 году совершил поездку по знакомому маршруту на теплоходе «Крым».
Все четыре судна ходили по крымско-кавказской туристской линии от Одессы до Батуми с заходом в главные крымские порты — Алупку, Ялту, Алушту, Феодосию.

Знаменит снимавшийся в Крыму фильм Е. Карелова с участием Высоцкого «Служили два товарища». Съемки фильма проходили в крепости Арбат, которая расположена в начале Арабатской стрелки и в фильме «играла роль» перекопских укреплений. В фильме на ней базировались войска барона Врангеля, и здесь же снимался их штурм красноармейцами. Также здесь снимали сцену, когда поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий) стреляет в Андрея Некрасова (Олег Янковский). Кадры отплытия последнего парохода из Крыма снимались в Севастополе. Крымчанину интересно не только видеть в фильме знакомые виды, но и слышать знакомые названия: Севастополь, Джанкой, Перекоп, Ишунь. Командир полка (Анатолий Папанов), показывая на карте укрепления белогвардейцев на Перекопе, говорит: «Что такое Крым во всероссийском масштабе? Так — кое-что, пупочка. Вот я её ладошкой прикрыл и нет её на виду. Но так может рассуждать совсем глупый дурак».

Другой фильм с участием Высоцкого «Плохой хороший человек» («Ленфильм», 1973, режиссёр И. Хейфиц) — трагическая мелодрама по повести А. П. Чехова «Дуэль». Картина снималась в Евпатории и Ялте. Зрителям запомнился эпизод, когда герой Высоцкого фон Корен делал зарядку с гантелями на берегу моря. Этот эпизод снимался неподалеку от Евпатории, на пляже близ памятника евпаторийскому десанту. Здесь же, рядом с небольшим причалом, расположенным у памятника, были построены декорации приморского кабачка. Как-то раз от причала отошёл небольшой прогулочный теплоход. Уходя от берега, он немного «забирал» в сторону съемочной группы. Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого…

Оказалось, что на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию любимых народом песен. Съемочная группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его. А затем теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю. Во время съёмок в Евпатории Высоцкий написал знаменитую песню «Чёрные бушлаты», посвящённую евпаторийскому десанту.

В последний день съёмок в Евпатории, когда вся киногруппа готовилась уезжать через Симферополь, местные рыбаки принесли Высоцкому три ящика копчёной кефали и поставили их у его ног: «Это вам!» На что Высоцкий ответил: «Да что вы?! Да куда мне столько?!». Затем повернулся к съёмочной группе: «Ладно, ребята, забирайте, я тоже попробую». В течение последующих полутора месяцев вся группа ела рыбу и никак не могла с ней справиться!

Несколько кадров фильма отсняли в Ялте на берегу моря, в фильме хорошо виден мыс Ай-Тодор. В Ялте Высоцкий жил в гостинице «Ореанда» и заходил в подвальчик отеля, где располагался неплохой бар, а вечерами гулял по набережной.

Фильм «Белый взрыв» также снят в Крыму. Съёмочная группа жила в Алуште. Эпизод с участием Высоцкого был неподалеку от Ангарского перевала, через который проходит шоссе Алушта — Симферополь. Именно тогда Владимир Высоцкий завернул от Малого Маяка к известным многим санаторию «Утёс» и турбазе «Карабах».

По воспоминаниям консультанта картины и друга Высоцкого Леонида Елисеева, съёмки проходили правее Ангарского перевала, под склонами горы Эльх-кая (Кудрявая Марья) — на повороте туристкой тропы, идущей от Ангарского перевала к Демерджи, и лесной автодороги из посёлка Лаванда на яйлу. Пешеходные туристы хорошо знают это место: от него начинается подъём по дороге вдоль горы Пахкал-кая (Лысый Иван) к Северной Демерджи, поляне МАН и т. д. Напротив этого места стоит старый бук, сожжённый молнией.

Леонид Елисеев вспоминал: «С первых дней работа в Крыму вошла в норму. Скалы были обработаны и очищены от камней скалолазами, которые готовились здесь к первенству Союза. Работать оказалось намного легче и безопасней, чем на Кавказе. В один из дней совершенно неожиданно для меня в Алуште появились Володя Высоцкий и Марина Влади. Как выяснилось, они гостили на теплоходе «Грузия» у капитана, а потом решили заехать к нам. Назавтра во второй половине дня мы вчетвером поехали на пляж недалеко от Алушты. Володя сказал, что хочет молока. Остановились у лотка, и я взял две литровые бутылки. На пляже оказалось не так много купающихся. Володя и Марина на пляже пробыли три часа…

Один из натурных объектов, где снимались эвакуация населения и медсанбат, располагался неподалеку от перевала, через который проходит дорога Алушта — Симферополь. Немного правее, перед началом скального пояса, находится дорога, ведущая от старого селения к фруктовым садам. Здесь решено было отснять эпизод на командном пункте батальона. Утро предвещало хороший день. Все участвующие в съёмке были уже в пути. Мы вчетвером выехали немного позже. Слава, обернувшись к Марине, рассказывал о местах, которые мы проезжали. Дорогу к перевалу я знал хорошо, и мы доехали до места съёмок. Пока готовили актёров, я немного отрихтовал крыло, а потом пришёл на съёмочную площадку. Меня поразило, как правдиво, легко, уверенно работал Высоцкий».

В Алуште Высоцкий пробыл еще несколько дней.

В.Логвинов, работавший бригадиром осветителей на картине С. Говорухина «Белый взрыв»: «Высоцкий приехал к нам в Крым с Мариной Влади. Мы взяли прогулочный катер и объездили весь Крымский полуостров. Были и в Форосе».

В 1976 году Высоцкий давал гастроли в Севастополе. История той поездки в рассказе администратора В. Гольдмана: «Я вылетел в Москву, встретился с Высоцким и, не получив ещё его согласия на выступления, решил рискнуть: позвонил в Севастополь и заказал афиши. Риск оправдался, Высоцкий согласился выступать. В Севастополе все билеты были проданы в течение полутора часов, ведь на афише красовалось имя Высоцкого!»

Преподаватель школы № 14 Людмила Григорьевна Тихонова абсолютно точно помнит то утро, когда ей позвонила близкая подруга и закричала: «Люся, бросай всё, идём на Высоцкого!»

Пел Высоцкий вживую, без фонограммы.

В Симферополе с большим концертом Высоцкий выступал в механизированной колонне №63 на ГРЭСе.

В октябре 1976 года Высоцкий снова приехал в Крым. Режиссёр С. Говорухин снимал на Одесской киностудии фильм «Ветер надежды», к которому Высоцкий писал песни. В фильме звучат пять из шести этих песен, да ещё и переработанный вариант песни «Но вот исчезла дрожь в руках...», написанной для фильма «Белый взрыв». Говорухин использовал песни Высоцкого и в других фильмах (например, в знаменитой «Вертикали»).

Песни для «Ветра надежды» записывались с оркестром на Ялтинской киностудии (в то время — Ялтинском филиале Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького).


Автор karabi
karabi 11:04 25.01.2016 17 3374
Оцените пост
4
Поделитесь с друзьями
VK
OK
MR
GP
Читайте также
Комментарии (17)
+2
karabi karabi # 11:06 25.01.2016
Ответить
Один из натурных объектов, где снимались эвакуация населения и медсанбат, располагался неподалеку от перевала, через который проходит дорога Алушта—Симферополь. Немного правее, перед началом скального пояса, находится дорога, ведущая от старого селения к фруктовым садам. Здесь решено было отснять эпизод на командном пункте батальона. Утро предвещало хороший день. Все участвующие в съемке были уже в пути. Мы вчетвером выехали немного позже. Слава, обернувшись к Марине, рассказывал о местах, которые мы проезжали. Дорогу к перевалу я знал хорошо и вел машину на приличной скорости, но потом уперся в грузовик. Он еле плелся, а на все время петлявшей дороге обходить его было опасно. Как только появился участок, где дорога просматривалась довольно далеко, а встречного транспорта не было, я быстро совершил обгон и перестроился в свой ряд. И в этот миг увидел, что, перекрывая мне дорогу, на шоссе из укрытия выскочил инспектор ГАИ с вытянутым вперед жезлом. Прижимаясь к правой обочине, торможу, и тут — удар, скрежет... И мы видим — сначала Марина, а потом и я, — как, сознательно задевая мою машину, сминая заднее крыло, уезжает обогнанный грузовик. Инспектор с агрессивным видом взял права и документы на машину. Оправдываться не хотелось: я знал, что часть вины за аварию лежит на нем самом как создавшем аварийную ситуацию, к тому же был рад, что мы не свалились под откос. Володя и Слава, принимая вину на себя, объясняли, что мы опаздываем на съемку. Инспектор перебирал мои документы, а сам, слушая Володю, думал не о них. И тут Слава что-то сказал ему, показав на Марину, которая вместе со мной взволнованно прохаживалась у машины. Гаишник со стеснительной улыбкой долго смотрел на нее исподлобья, а потом, как бы колеблясь, но не сводя с Марины взгляда, протянул Славе документы. На прощанье Володя пожал инспектору руку, и тут Марина сказала мне: «Леня, разве можно ездить так на таком ...» Мы сели в машину и с небольшим опозданием добрались до места съемок. Пока готовили актеров, я немного отрихтовал крыло, а потом пришел на съемочную площадку. Меня поразило, как правдиво, легко, уверенно работал Высоцкий. Это был актер, совершенно не похожий на того, каким я его видел в «Вертикали» или на первом творческом вечере в ВТО в 1967 году. В нем не было губительного старания сыграть как можно лучше, а оно часто присуще актерам, которых редко или мало снимают. Нечто похожее я наблюдал у Вали Хмара, Людмилы Гурченко, да и у Высоцкого в «Вертикали» замечал, как он любуется своей наклеенной бородой, которая искажала его подлинное лицо. В этот раз ничего похожего я не увидел, он играл как жил — комбат был таким, каким Володя его себе вообразил Когда заработала съемочная камера, Володя делал все естественно, без перебора, с внутренней уверенностью и знанием образа. Наверное, сказывалось и то, что он вырос в семье военного и даже какое-то время жил в воинской части. Я давно заметил, что актеры, которые с желанием, а не только «по долгу службы» участвовали в создании альпинистских картин Говорухина, впитывали в себя частицу гор, усваивали какие то черты альпинистов, с которыми работали бок о бок, а это, несомненно, сказывалось на их дальнейшем творчестве, так как влияло на мировоззрение Как пример — Высоцкий, Джигарханян, Никоненко, Одиноков и, конечно, Гурченко. Но одной из основных причин взрыва актерского мастерства Володи наверняка послужило слияние творческих путей Владимира Высоцкого и Юрия Любимова. Так что мне понятно, почему в 1967—68 годах при каждой встрече в Москве Володя с таким восхищением, взахлеб рассказывал о малоизвестном мне тогда режиссере. ...Слава снял два или три дубля, все они были удачными. На этом съемки закончились и начались сборы в обратный путь. Мне стало не по себе, когда Марина одна из первых вошла в киношный автобус, а следом, естественно, и Володя. Автобус тронулся, и я подумал, что это не он, а Марина увозит Высоцкого. В Алушту мы возвращались вдвоем с Говорухиным. Видя мое настроение, Слава рассказал, что Марина недавно попала в довольно крупную автоаварию, а потом, после длительного молчания, смеясь, добавил: — А знаешь, мы с тобой могли бы прогреметь на весь мир! Представляешь, газеты напечатали бы: «Вчера на горной дороге Алушта—Симферополь в автокатастрофе погибли звезда французского кино Марина Влади и известный певец-поэт Владимир Высоцкий, а также режиссер-постановщик Говорухин и консультант фильма Елисеев»! Вот так, в хорошем настроении оттого, что раньше времени не прогремели на весь мир, мы вернулись в Алушту, думая о том, где бы лучше пообедать. Выбор пал на ресторан около автовокзала. Когда разговор вновь зашел о Володе и Марине, я неожиданно для Славы произнес: «А я Володе не завидую...» — и Слава, впервые за годы нашего общения не дав закончить фразу, отрезал: «А он тебе тоже!» Хорошо зная Славу, его независимость и честь, я не понимал такого чрезмерного внимания и опеки Марины. Наверное, все заключалось в том, что он из-за своей щедрейшей душевной доброты и огромных товарищеских чувств к Володе воспринимал Марину доброжелательно. Я же наоборот — видел в ней причины, вследствие которых Володя не с нами, как раньше. А душевное признание мною Марины я ощущал бы предательством по отношению к матери Володиных детей. Мне ясно, что не было бы Марины — не было бы и застолья. Для всех очевидно, что многие считали за счастье пригласить мировую кинозвезду к себе в дом, на дачу, в ресторан. ...В Алуште Володя пробыл еще несколько дней и уехал, так и не взяв в руки гитару, не спев ни одной песни. Прошло несколько лет. Мы встречались редко. В основном, в Доме Кино. Володя всегда приходил с женой, был приветлив, но былой дружеской радости не проявлял — его сдерживали невидимые вожжи Марины, которые я чувствовал. Хотя однажды, когда В.Зырянов пригласил меня в какой-то клуб в Лефортово, где Высоцкий должен был выступать на вечере спортивной песни, я вновь увидел того Володю, каким он был в горах. Заметив меня у выхода, протиравшего стекло автомобиля, он ринулся ко мне, отстраняя поклонников и поклонниц: «А-а, Леня!» Радостный и восторженный, Володя обнял меня, мы расцеловались. Он засыпал меня вопросами, которые, в основном, касались моих дел. Кое-кто из окружения пытался вступить в разговор, но Володя старался не реагировать, а некоторых, особенно настырных, резко обрывал, даже не взглянув в их сторону. Когда взаимные расспросы кончились, мы тепло распрощались. Окружающие, и мой приятель в том числе, были в недоумении от увиденного. Я сел в машину. Следом тронулся и «Ситроен» Володи, который тут же обогнал меня на мосту через Яузу, перекрыл дорогу и остановился. Володя, опираясь руками на дверцу и крышу, сказал: «Я хочу, чтобы ты дал слово, что придешь на мой спектакль! — И не дожидаясь ответа добавил: — Ну почему все просят, чтобы я помог им попасть в театр, а тебя я сам несколько раз приглашал, но ты так ни разу и не пришел!» Растроганный его вниманием, я пообещал, что обязательно приду. Я за свою жизнь много потерял оттого, что никогда ни к кому не обращался с просьбой, как бы навязывая себя: не позволяли гордость и независимость. Вот и в этот раз — Володя мне не позвонил, а сам я напоминать о себе не стал. О чем сейчас непомерно сожалею. В то же время я рад, что отличаюсь от многочисленных «друзей», которые заискивали перед Володей, когда он был в зените славы, и прислуживали ему, а взамен получали возможность выпрашивать билеты в театр. Это хуже яда. Мне и так повезло, как редко кому другому: мы с Володей проехали в машине не одну тысячу километров, а это много часов душевного, откровенного общения. И вообще я всю жизнь придерживался мнения, что для человека, находящегося на высоком пьедестале, друг не тот, кто с ним пьет, а тот, кто с ним не пьет. Наша дружба с Володей Высоцким пришлась на то время, когда он садился на коня, чтобы скакнуть к вершине своего мастерства, а мой конь к тому времени в испытаниях и бедах исчерпал свои силы, и мог передвигаться только под уклон. Так разошлись наши дороги, и встречи почти прекратились. Но самое главное — я не мог даже предположить, что переживу Володю. Наверное, только Бог, чудо и воля дают мне пока жизнь и силы. Если бы я только знал, что такое случится с Володей, я бы постарался быть с ним рядом и помочь ему победить себя. Иногда это у меня получалось. И еще я хотел бы сейчас ответить на вопрос Володи: что такое альпинизм. Он задавал его многим альпинистам, но, по собственным словам, точного ответа ни от кого не получил. Сейчас я бы ответил так.
+2
karabi karabi # 11:12 25.01.2016
Ответить
+2
karabi karabi # 12:03 25.01.2016
Ответить
+1
ribolov ribolov # 18:36 25.01.2016
Ответить
Помню покупали его песни на *ребрах*- рентгеновская пленка с нарезкой его песен . Для сохранности переносили и хранили в журналах *Огонек*
0
yurchic73 yurchic73 # 20:21 25.01.2016
Ответить
+1
karabi karabi # 13:12 28.01.2016
Ответить
Конечно не кидайте тапками за сплошной копиаст. Давненько хотел опубликовать топик на эту тему, пытался оставить самые важные моменты в текстах с других сайтов, но, черновые материалы где-то задевал, и корректировать, а корректировать считай-то и нечего... О фильме Белый взрыв. В этом эпизоде снялся Высоцкий1969_09_Alushta_Belyj_vzryv_1.jpg 1969_09_Alushta_Belyj_vzryv.jpg Но пересмотрев ещё раз, в фильме заметил много кадров запечатливших "Долину приведений"b_vzriv_3.JPG , южные склоны Демерджи, и даже вроде верхнее плато Чатыр-Дага. Собственно вот сам фильм, понравилось качество. Вот ещё, попалась на глаза случайно С.Говорухин. Рассказ о к/ф "Белый взрыв". www.youtube.com На съёмках "Белого взрыва" v-vysotsky.com Кадр из к/ф ''Белый взрыв'' В картине режиссёра С.Говорухина "Белый взрыв" Владимир Высоцкий исполнил крошечную эпизодическую роль капитана. Теперь этот эпизод – единственная причина, по которой довольно-таки неудачный фильм иногда демонстрируют по телевидению, хотя вся сцена с участием Высоцкого занимает меньше половины страницы режиссёрского сценария. "В укрытии, над нависающей скалой, покрытой кустарниками и цепкими, растущими в трещинах деревьями, сидел на патронном ящике пожилой капитан и в раздумье тёр небритые щёки. Слышались разрывы снарядов, выстрелы – рядом шёл бой. Перед капитаном стояли лейтенант Артём и шофёр. Шофёр курил, слушал с безразличным видом. – Альпинисты, – медленно повторял капитан. – Где ж я тебе их достану? Может, у Савельева в роте? Он повернул голову вглубь укрытия, где сидел политрук с забинтованной головой и чистил пистолет. – Там, вроде, нету, – ответил политрук, не поднимая головы. – Немцы закрыли перевал, – сказал Артём. Капитан недоверчиво посмотрел на него, но понял, что лейтенант не шутит. – Нда. Когда они? – Сегодня утром. – Слышал, политрук? – капитан снова повернулся к политруку. Сергей Никоненко, Армен Джигарханян и Владимир Высоцкий во время съёмок к/ф ''Белый взрыв'' Тот спокойно продолжал чистить пистолет, а потом, не отвечая на вопрос, сказал: – Кажется, есть один. Шота Илиани, сван. Если и не альпинист, то всё равно горы знает, вырос тут... – Спичкин! – крикнул капитан. ...И через секунду в укрытие влетел молодой двадцатилетний солдат с припухлыми, ещё мальчишескими губами. – В роту Пилипенко! Шота Илиани – ко мне".*1 Изначально всё планировалось иначе: Высоцкий не должен был появиться на экране даже в эпизоде, но в картине должны были звучать его песни. "В августе 69-го – я как раз валялся в постели после вертолётной аварии, – вспоминал позднее С.Говорухин, – от него (Высоцкого, – М.Ц.) пришло звуковое письмо. На магнитофонной ленте были записаны две песни. Первая показалась мне несколько иллюстративной. И когда шёл бой за перевал, – Чтобы не был ты врагом замечен, – Каждый камень грудью прикрывал, Скалы сами подставляли плечи. Вторая же понравилась безусловно. И простотой мысли, и простотой формы, и запоминающейся мелодией. И пусть пройдёт немалый срок – Мне не забыть, Что здесь сомнения я смог В себе убить. Почему-то ни одну из этих песен я в картину не вставил. Сейчас жалею. Но тогда мне показалось, что песни не могут органично войти в фильм, и вообще снижают драматизм происходящего на экране. Володя крепко обиделся. До этого обычно его песни выкидывало из фильмов кинематографическое начальство. А тут – режиссёр, товарищ... Помню наш разговор: – Я знаю, почему ты не вставил мои песни. – Почему? – Хотел посмотреть, получится ли у тебя без меня. Не уверен, имел бы фильм успех, будь там песни Высоцкого. Но без них он прошёл по экранам незаметно, никто его не помнит, кроме альпинистов".*2 Таким образом, песен в картине не оказалось, но зато оказался сам Высоцкий, и произошло это в результате упомянутой С.Говорухиным вертолётной аварии. 26 июля 1969 года вместе с оператором Василием Кирбижековым и консультантом картины Леонидом Елисеевым они отправились на вертолёте к месту съёмок. При посадке пилот совершил ошибку, и вертолёт врезался в скалу. "В Тырныаузской больнице нас обследовали, сделали рентгеноскопию, – вспоминал Л.Елисеев. – У Славы была повреждена ключица, сломаны два ребра и разорван мениск левой ноги; у меня нашли компрессионный перелом позвоночника. Вот этот случай и стал тем обстоятельством, которое привело Высоцкого в картину "Белый взрыв". Из-за полученных травм мы со Славой в течение месяца не могли участвовать в дальнейшей работе в горах Кавказа, и было решено (чтобы не терять время и деньги) переместить экспедицию в Крым, где я хорошо знал все скальные объекты, пригодные для съёмок, не требующие больших и трудных подходов".*3 Съёмки шли своим чередом, а Высоцкий вместе с Мариной Влади совершали круиз на теплоходе "Грузия", и, узнав, что С.Говорухин находится совсем недалеко, приехали к нему в гости в Алушту. Режиссёр предложил Высоцкому сыграть в эпизоде, тот согласился. Вот так, благодаря стечению обстоятельств, список кинофильмов, в которых снимался Высоцкий, стал на одну строку длиннее. Всё описанное до сих пор подтверждается документами и многочисленными свидетельствами. А вот дальше начинается череда забывчивости мемуаристов, фантазий и легенд, в которых следует разобраться, ибо задачей биографа как раз и является разбор противоречивой информации и поиск истины. Художник-постановщик картины Михаил Заяц в разговоре со мной припомнил события, связанные со съёмками "Белого взрыва": "М.З. – Я с Говорухиным работал на картине "Белый взрыв". Высоцкий приезжал к нам в экспедицию в Кабардино-Балкарию, где мы снимались, жил с нами. Мы там варили плов в горах... М.Ц. – Давайте уточним этот момент... Насколько я знаю, съёмки были в Крыму, в районе Алушты. Однажды там оказался Высоцкий, и Говорухин дал ему сыграть небольшой эпизод. М.З. – В Крыму снимались несколько эпизодов. Гурченко (исполнительница главной женской роли в картине, – М.Ц.) не могла сниматься в горах, климат ей не подходил, она боялась гор. Тогда я поехал, и в Крыму нашёл места, где эпизоды с ней можно было снять. Мы солью там камни декорировали. Потом я подмонтировал, и все эпизоды с Гурченко, снятые в Крыму, пошли за милую душу! М.Ц. – Значит, потом съёмочная группа перебралась в Кабардино-Балкарию. А Высоцкий приезжал просто так, пообщаться? М.З. – Нет, не просто пообщаться. Он же там песню исполняет. М.Ц. – Нет, песни Высоцкого там нет. Он предложил туда две песни, но их в картине нет. М.З. – Правда? Я вот даже этого не знал. Но в любом случае – в Кабардино-Балкарии с нами он был".*4 Это свидетельство не подтверждается ни С.Говорухиным, ни Л.Елисеевым. На всякий случай, о возможном приезде Высоцкого в Кабардино-Балкарию я спросил кинохудожника Валентина Гидулянова, тоже работавшего на "Белом взрыве". "В.Г. – Часть картины снималась на Кавказе, а потом мы поняли, что можно без особых физических затрат снимать и в крымских горах. Я там сделал такую ледяную гору, и мы продолжали там снимать. Там удобно, там тепло. М.Ц. – Художник Михаил Заяц говорил мне, что помимо участия в том маленьком эпизоде в Крыму, Высоцкий приезжал просто в гости к Говорухину на съёмки в Кабардино-Балкарию... В.Г. – Нет, я не помню этого. Я помню только его приезд в Крым".*5 Таким образом, вопрос о других визитах Высоцкого в гости к С.Говорухину во время съёмок "Белого взрыва", видимо, можно считать закрытым – их просто не было. Как ни странно, совсем простой вопрос – о том, каким образом Высоцкий и Влади оказались в гостях у С.Говорухина, – в литературе начинает обрастать фантастическими подробностями. Вспоминает второй режиссёр картины Владимир Сенаткин: "Доснимали фильм в Алуште. Сюда на огонёк к Говорухину заехал Высоцкий. По-дружбе тот предложил ему крохотную роль политрука, на которую перед тем без проб уже был утверждён директор картины Галкин (военная форма сидела на Галкине, как влитая). Неожиданно появилась Марина Влади. Она совершала круиз на теплоходе с остановкой в Ялте. Схватила такси, рванула в Алушту. Они недавно только поженились. Сидим, ужинаем. Вдруг вызывают Галкина. Возвращается, успокоительно показывает: всё обошлось. Оказывается, за Мариной Влади бросились в розыск соответствующие органы: иностранцам нельзя отклоняться от маршрута. Галкин уговорил их подождать до утра, гарантировав её утреннюю отправку на пароход в Ялту".*6 В мемуарной литературе о Высоцком неточности и ошибки встречаются весьма нередко, но В.Сенаткин, кажется, установил новый "рекорд". Во-первых, в Алуште фильм не доснимали, работа над картиной только начиналась. Во-вторых, у Высоцкого роль не политрука, а капитана. В-третьих, Марина Влади не была на круизе отдельно от мужа. В-четвёртых, Высоцкий тогда ещё не был её мужем. Вопреки свидетельству мемуариста, брак был зарегистрирован 1 декабря 1970 года, то есть, через полтора года после описываемых событий. В-пятых, никто из "органов" в погоню за ней не бросался. Вот такие бывают воспоминания... Прав В.Сенаткин только в одном: иностранцам действительно не разрешали отклоняться от маршрута. В СССР (как и в нынешней России) въездную визу давали с указанием городов, которые можно было посетить. Работавший на картине Валерий Логвинов даёт гораздо более точную информацию: "Высоцкий приехал к нам в Крым с Мариной Влади. Ей разрешили отдыхать, в Ялту разрешили приехать. Но не разрешили ездить посмотреть весь Крым. Так по-секрету мы взяли катер прогулочный. Небольшие, как у нас в Одессе, "трамвайчики" морские. Марина надела свои очки. И вот этот катер под видом выбора натуры для съёмок объехал весь Крымский полуостров".*7 Таким образом, история прибытия Высоцкого в лагерь киногруппы и история его пребывания там в течение нескольких дней утрачивает ореол таинственности, но легенды на этом не кончаются. Одна из них касается самой роли Высоцкого. "Он играл своего комбата естественно и просто, играл, как жил – комбат был таким, каким он, Володя, его себе вообразил, – писал Л.Елисеев. – Когда заработала съёмочная камера, Володя делал всё естественно, без перебора, с внутренней уверенностью и знанием образа. Наверное, сказывалось здесь и то, что он вырос в семье военного и даже какое-то время жил в воинской части".*8 Разумеется, в воинской части Высоцкий никогда не жил (в 1947-1949 гг. он жил с отцом и мачехой в немецком городе Эберсвальде, где жили и другие семьи офицеров, служившие в расположенной там части), но дело даже не в этом. Если не смотреть фильм, то из воспоминаний Л.Елисеева складывается впечатление, что у Высоцкого была большая роль, а не крошечный эпизод, в котором он произносит несколько коротких фраз. Играть там было попросту нечего. Зачем понадобилось мемуаристу множить легенды о Высоцком, – совершенно непонятно. Итак, все неувязки разобраны, найдены ответы на все вопросы. Кроме, пожалуй, одного. С экрана Высоцкий говорит не своим голосом. Кто же его переозвучил? Я обратился к директору музея Одесской киностудии В.Костроменко. Вадим Васильевич пообещал мне помочь, но, увы... "Я пересмотрел все документы, все платёжные ведомости. Из документов совершенно невозможно понять, кто переозвучил Высоцкого", – сказал он мне. Ну что ж... Раз даже документы киностудии не содержат информации по интересующему нас вопросу, значит, он навсегда останется без ответа. К сожалению, не все загадки имеют решение...
0
Grajdanin Grajdanin # 14:15 28.01.2016
Ответить
Изложение топика наводит мысль на давнюю дружбу или знакомства с Высоцким,не могу понять или так изложили тему или речь действительно идет о дружбе?
-1
karabi karabi # 12:21 30.01.2016
Ответить
... Будьте же бдительны, всё относительно ...
-2
Grajdanin Grajdanin # 12:24 30.01.2016
Ответить
"..Солнце светит прямо в глаз,загорай моя нога..."
+1
karabi karabi # 12:39 30.01.2016
Ответить
Документальное дополнение к фильму, расстояние в 70 лет, а было словно вчера... Операция Эдельвейс. Последняя тайна «На леднике Эльбруса в последний год альпинисты неожиданно стали находить останки советских солдат. Как они смогли дойти почти до вершины Эльбруса, не имея никакого альпинистского снаряжения, остаётся только гадать. Словно какая-то неведомая сила перенесла сюда целую роту прямо с равнины...» Посмотрев фильм, вывод пришёл сам собой, иначе это не назвать, как ЧУДО И ПОДВИГ! Неэкипированные, неподготовленные, не имеющие опыта... , они дошли и вступили в бой...
+1
ribolov ribolov # 14:25 30.01.2016
Ответить
Одни совершали ЧУДО И ПОДВИГ! И погибли выполняя приказ. Но как можно было выполнить дурной приказ малограмотных командиров ,пославших их на явную смерть.
+1
karabi karabi # 17:38 30.01.2016
Ответить
"..Солнце светит прямо в глаз,загорай моя нога..."
И не склад и не лад... Таких строк у Высоцкого никогда не было.
+1
karabi karabi # 18:09 30.01.2016
Ответить
Это сейчас, через десятилетия, мы понимаем об глупости малограмотных. Но тогда другого выбора особо ведь и не было, не было и необходимого опыта и знаний. Курсы пару месяцев, и уже командир. Такова цена победы, эта победа бесценна...
0
Grajdanin Grajdanin # 09:43 31.01.2016
Ответить
..."Турецкий паша нож сломал пополам, Когда я сказал ему: "Паша, салам!" И просто кондрашка хватила пашу, Когда он узнал, что еще я пишу, Читаю, пишу и пляшу..."-автор текста и исполнитель песни В.Высоцкий,"Песня Попугая".
0
ribolov ribolov # 10:15 31.01.2016
Ответить
0
lexalushta lexalushta # 01:11 01.02.2016
Ответить
+1
ribolov ribolov # 23:18 01.02.2016
Ответить

Написать комментарий