Эколог Андрей Паршинцев.
Наш предыдущий материал об истории Алуштинского водопровода и строительства Изобильненского водохранилища заинтересовал многих читателей и по их просьбе, мы решили встретиться с одним из первых строителей, начальником участка строительства плотины Изобильненского водохранилища, Геннадием Ивановичем Капустяном и распросить его поподробнее о нем самом и о том, как проходила эта стройка. А во время интервью, совершенно случайно встретились и с другими ветеранами строительства и эксплуатации Изобильненского гидроузла, не забыв записать и их воспоминания.
Из книжки Нины Александровны Немыкиной «Из истории Алуштинского водоканала»:
К 1965-1970 годам, общая потребность в летний и осенний периоды в питьевой воде города была 20 тыс. м³ в сутки, чего явно не хватало особенно в летне-осенний период для полноценного водоснабжения, особенно в засушливые годы. После войны город стал быстро возрождаться как Всесоюзный курорт и было крайне необходимо строительство новых водных мощностей. В 1966 г. Крымским облгорисполкомом было утверждено задание на проектирование Изобильненского водохранилища для водоснабжения Алушты.
Но строить нужно было не только само водохранилище, но и весь сопутствующий комплекс сооружений. В Изобильненский гидрокомплекс входит водопроводная очистная станция, производящая 40 тыс м³ в сутки, основные водоводы в город и восточную и западную курортные зоны, а также, система канализации и водоочистных сооружений.
Весь комплекс Изобильненского гидроузла был построен по проекту «Укргипроводхоз» г. Киева, принят Государственной комиссией и передан производственному управлению водоканализационного хозяйства г. Алушты в эксплуатацию в октябре 1979 года. Основным источником накопления была река Улу-Узень, с полезной водоотдачей 7,5 млн м³ в год.
С целью создания запаса воды в Изобильненском водохранилище и увеличения объема его водоотдачи, создания резерва для покрытия дефицита в засушливые годы было решено — постороить систему водоснабжения из источника «Джур-Джур», первая очередь которой была введена в 1992 г. Это позволило в течение ряда лет экономить воду в Изобильненском водохранилище и забирать в зимнее время от 1,5 до 3 млн м³ воды из источника «Джур-Джур» на водоснабжение Алушты. В 1992 г. был введен Кутузовский водовод с резервом 1,6 млн м³ в год.
В 1994 г. известном многим алуштинцам, как один из засушливых годов, был построен водозабор для переброски воды из реки Альмы (по временной схеме). Это позволило перебросить в Изобильненское водохранилище 424 тыс. м³ воды. Работы выполнялись специальным саперным батальоном в короткие сроки. И сейчас на территории заповедника, невдалеке от Форелевого хозяйства можно увидеть насосную станцию и тянущиеся от нее оцинкованные трубы. Впрочем, этот водовод был признан малоэффективным и вскоре был закрыт.
Из рассказа одного из первых строителей, начальника участка строительства Изобильненского водохранилища, Геннадия Ивановича Капустяна:
- Геннадий Иванович Капустян, по образованию инженер-гидротехник по использованию речных гидротехнических сооружений и электростанций, а по настрою Души, как и многие советские люди той поры, большой романтик, работал в те времена на строительстве и эксплуатации Нарвского водохранилища, питающего Нарвскую гидроэлектростанцию. Основные строительные работы там походили к концу и в 1967 г. он решил переехать в Крым, где в это время еще была разруха, не хватало воды. Для начала было решено приехать семьей с палаткой, чтобы познакомиться поближе со знаменитым Крымом и посетить вначале в Севастополь и Херсонес, а затем осмотреть Ялту и Алушту. Билеты в Крым тогда нужно было брать на заказ, заранее. А в это время в Крыму уже работали геологи — брали пробы грунтов для гидротехнических сооружений. Крым понравился и Геннадию Ивановичу и семье. Закончив все неотложные дела, в 1969 г, в возрасте 39 лет, Геннадий Иванович устроился на работу начальником участка строительства плотины Изобильненского водохранилища, оставил в городе Нарва 3-х комнатную квартиру, где жил с женой и ребенком. Получая там 290 руб в месяц - деньги немалые по тем временам — 2 средних оклада инженера, Геннадий Иванович переехал на необжитые места.
- Напряжение на стройке было соответственное! - вспоминает Геннадий Иванович. Поскольку по образованию он был инженер — гидротехник, то, как учили еще в институте, должен уметь все! Необходимо было начинать с обустройства инфраструктуры для строительства плотины, хотя до плотины было еще далеко. Пришлось начинать с нулевого этапа. Совместно с этим строились: столярная мастерская, железобетонный узел, цех для мелких железобетонных изделий, общежитие для рабочих, монтаж кранов, и многое другое.
В управлении были приобретены и созданы свой автотранспорт, своя ремонтная база, свой гараж, своя столярная мастерская, свой железобетонный узел, и начали строить 4-х этажное общежитие. Началось строительство 4-х квартирных домиков для семей работников, которые и поныне стоят в Изобильном.
С 1969 по 1980 годы все должно было быть построено. Но за 5 лет до окончания строительства стало видно, что в сроки уложиться не получается, и тогда по предложению Геннадия Ивановича было решено открыть вторую смену. Решение было одобрено секретарем Партбюро города Колесником Николаем Яковлевичем. И тогда же рабочие выступили с инициативой — после окончания Первой смены строить себе жилье в свободное время. Только необходима была техника и стройматериалы. Работа по бетонированию откосов плотины занимала определенное количество времени и, чтобы техника не простаивала, ее направляли в помощь строительству жилья для рабочих. Таким образом, в процессе работы оставалось время у техники для постройки 4-х квартирных домиков (Сейчас, - сетует Геннадий Иванович - у бывших гидростроителей стали отбирать землю у этих домиков, построенных 40 лет назад, как незаконно оформленную! А тогда, когда срочно требовалась вода для изнывающей от жажды, курортной Алушты, почему то все было законно!).
На участке работали 2 - 25-тонных гусеничных крана. Один кран работал на облицовке откоса. Машины привозили бетон, который кран раздавал. Грунт для тела плотины брался из крымских аргиллитов*. Пока аргиллит сухой — он твердый, но при замачивании начинает слоиться. Это свойство использовалось для водослива и экономии железобетона. Тело плотины было сложено из крымских аргиллитов. Сама плотина представляет собой прямоугольную призму длиной и шириной 500 х 500 м и высотой 70 м. Посредине находится зуб из жирной глины, уходящий на 5 метров в грунт. После наложения 30 см слоя, в дело вступали 30-тонные катки и уплотняли глину. Еще в плотине предусмотрено много отверстий для контрольных проб почвы. Нужно отметить, что для строительства плотины аргиллиты в Крыму использовались впервые. Также на строительстве работали 2 экскаватора. А для работы 25-тонного крана были оборудованы специальные площадки, собранные из металлических труб.
- «Бетон лучше всего твердеет при +5 гр.С, а для строительства плотины применялся гидротехнический армированный бетон» - вспоминает Геннадий Иванович. - «Мы были Генеральными подрядчиками, а субподрядчиками у нас были Крымские метростроевцы из Севастополя, которые строили водозаборную башню. Когда строили тоннель под плотиной, ими было сделано 3 забора воды, в зависимости от наполняемости. Первый перелив плотины состоялся в 1979 году. Обычно на участке трудилось 40 человек. В среднем, в смене работало 12 строителей. Система оплаты была — аккордная. Бригада Чегринского Ивана Петровича — строила водосброс. Бригада Огородникова Дмитрия Васильевича —делала верховой откос».
Через 30 лет состоялось торжественное собрание ветеранов строительства.
P/S: - И еще из воспоминаний Геннадия Ивановича Капустяна:
- «Мы делали тело платины, водоочистительные сооружения, канализационные сооружения, и могистральные трубопроводы в город. В моем подчинении были закреплены: экскаваторщики Коновалов, Пирогов, Гром Анатолий. Бульдозеристы: Левин, Егожин, Трещев. Водителя двух зилов 130: Петунин Виктор (его жена работала на участке штукатуром), и второй водитель Рачков».
Аргиллиты*
Аргиллит является разновидностью камнеподобной сланцеватой глины. Порода бывает синевато-серой, чёрной, аспидной, светлой, беловатой окраски. Блеск— шелковистый, смолянистый. ru.wikipedia.org
Аргиллиты имеют тёмно-серый цвет, слегка коричневатый или зеленоватый, иногда попадаются почти чёрные. Они обладают пелитовой структурой, иногда рассланцованы или же представляют собой плотные аргиллиты с оскольчатой отдельностью и при выветривании рассыпаются, давая мелкую пластинчатую осыпь. Песчаники играют подчинённую по мощности роль, образуя прослои толщиной от нескольких сантиметров до 1 метра. geoschool.web.ru
Данная статья была написана по инициативе основателя Алуштинского дискуссионного клуба «Патриот» Андрея Карташова ( vk.com )
В публикации использованы материалы Алуштинского краеведческого музея, любезно предоставленные Верой Григорьевной Рудницкой, директором музея.
До конца не стал читать, глаз жалко. Так про Гуцела обмолвились словечком или нет?
Сейчас не модно вспоминать руководителей компартии Алушты. Вроде их, как бы и не было и вроде, как они вообще никакого участия в решениях по строительству не принимали. А ведь это водохранилище могло бы вообще не построится не используй свои связи и смекалку, бывший первый секретарь Кляритский.
Руководил сму-630 Гуцал - барин, матерщинник, редкостный хам, но стройку держал крепко, потом его, как я слышал, посадили и скорее всего, за дело, но это уже другая история.
Как любят у нас переписывать, или не дописывать историю, а еще есть и такие, кто одеяло тащит на себя и выпячивает свою роль в строительстве этого объекта.
А чтобы стройку крепко держать, надо знать особый, "строительный" язык и поведение. Как известно, на стройках работают не самые интеллигентные люди и руководить ими достаточно сложно.
@kompress , *не модно вспоминать руководителей компартии Алушты.* А не модно потому что работа нынешней власти им и в подметки не годится .
@kalalola ,Да у нас и заслуженные космонавты/художники умеют дать отпор *хорошим *словом всяким Лоза м.
@ribolov , да, сложная судьба оказалась у него
Написать комментарий